Марсель Марсо

Пользовательский поиск

 

 

 

 

 

 

http://ru.wikipedia.org/wiki

Марсе́ль Марсо́
(фр. Marcel Marceau, настоящее имя — Марсель Манжель (Marcel Mangel); 22 марта 1923,

Страсбург — 22 сентября 2007, Париж) — французский актёр-мим, создатель парижской школы мимов.

Марсель Марсо родился 22 марта 1923 года в Страсбурге, в еврейской семье.

Интерес к актёрскому искусству пробудился у Марсо после знакомства с фильмами Чаплина. Посещал Школу декоративных искусств в Лиможе, затем учился в парижском Театре Сары Бернар у режиссёра Шарля Дюллена и актёра Этьена Декру (именно Декру обучил Марсо мимическому искусству).

Во время второй мировой войны был вынужден бежать с семьей, участвовал в Сопротивлении. Большинство его родственников, в том числе родители, погибли в Освенциме.

В 1947 году Марсо создал сценический образ клоуна Бипа — белолицего клоуна в полосатом свитере и потрёпанной шляпе, что принесло ему всемирную известность. Тогда же организовал труппу «Содружество мимов», которая просуществовала до 1960 года. Его постановки шли на лучших площадках, включая «Театр Сары Бернар» и «Театр елисейских полей».

В течение десятилетий выступал сольно. Неоднократно приезжал с гастролями в Советский Союз, впервые в 1961 году.

В 1978 году Марсо создал Парижскую школу пантомимы.

В 1996 году основал фонд для поддержки искусства пантомимы в США.

Марсо награждён орденом Почётного легиона — высшей государственной наградой Франции. В 2002 году стал послом доброй воли ООН.

Умер 22 сентября 2007 года на 85-м году жизни.

Марсель Марсо похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

У мима два сына — Баптист и Мишель от первого брака, а также дочери от третьего брака — Камиль и Аурелиа.

Пантомимы
«Шинель» (по Н. В. Гоголю),
«Париж плачет, Париж смеется»,
«Юность, зрелость, старость, смерть»,
«В мастерской масок»,
«Давид и Голиаф».

Фильмография
Немое кино (La Dernière folie de Mel Brooks) (1976)
Барбарелла (Barbarella) (1968)
Его звали Роберт (1967) ЛЕНФИЛЬМ Премия 'Золотой шар' и диплом на МКФ фантастических фильмов в Милане (1969).

Библиография
Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960;
Юткевич, Сергей. Глазами кинематографиста. [О творчестве франц. мимич. актера М. Марсо]. Искусство кино, 1960, № 5, с. 133—142.
Муравьева, Е. и Кунин, В. Марсель Марсо в жилете. [По материалам беседы сотрудников ред. журн. «Сов. цирк» с франц. актером]. Сов. цирк, 1961, № 9, с. 28—29.
Румнев, Александр. О мастерстве Марселя Марсо. [Франц. мимич. актер]. Илл: А. Зверев. Искусство кино, 1962, № 3, с. 108—116.
Суриц, Е. Молчаливый чародей. [Об искусстве франц. мимического актера М. Марсо]. Искусство эстрады, 3, 1962, с. 66—70.
Бейлин, А. Марсель Марсо, мим. [О творчестве франц. актера]. Нева, 1965, № 8, с. 203—206.
Маркова Е. Марселю Марсо — 50 лет. [Франц. мим. актер]. — Театр, 1973, № 4, с. 132—135
Марсель Марсо / Е. Маркова. — Ленинград : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1975. — 143 с., — (Мастера современного зарубежного театра).
Современная зарубежная пантомима / Елена Маркова. — Москва : «Искусство», 1985. — 190, [2] п.

Марсель Марсо: Когда я поцеловал Чарли Чаплину руку, он заплакал

Самый знаменитый мим Франции дал интервью специально для «Комсомолки»
Богдан БОНДАРЕНКО. («Экспресс» (Львов) - специально для «КП»). — 11.07.2001

..В маленьком лифте (такие приходилось встречать только в парижских домах) поднимаюсь на третий этаж,

где расположено бюро Марселя Марсо. Узеньким коридором прохожу в центральную комнату, где меня уже ждет хозяин. Серый пиджак, джинсовая рубашка, трикотажная жилетка, светлые брюки. Скромный парижский дедушка! Протягивая руку для приветствия, он улыбается - в пол-лица - и ты ловишь себя на мысли, что на семьдесят восемь Марсель Марсо явно «не тянет». А когда начинается разговор, вообще забываешь, что этот человек почти втрое старше тебя.

«Я одинок, как молодой волк»
- Месье Марсо, несмотря на то, что вы тысячи раз выходили на сцену, сегодня вы волнуетесь или это прошло с опытом?
- Если хорошо владеешь своей профессией, к тому же ощущаешь контакт с публикой, волнения нет. В любой стране мира - будь то Япония, Соединенные Штаты или Россия - не важно. Ваша публика вообще особенная - глубокая, чувствительная, понимающая. У славян в крови - ощущение музыки, танца, души... Они - уникальная театральная публика!
- А случались ли у вас моменты, когда хотелось плакать, а надо было работать и улыбаться?
- Это абсолютно нормально: актер на сцене должен прежде всего думать о зрителе, даже если в его семье драма, даже если он утратил кого-то... Надо играть! Нельзя останавливаться. Такова эта профессия.
- Вы как-то сказали, что у вас сложный характер. Вы настолько самокритичны?
- Имеется в виду, что я человек, склонный к одиночеству. Я не стремлюсь к тому, чтобы другие меня признавали. Я как молодой волк... Одинокий... В то же время я всегда в окружении людей, публики. Мне часто приходится раздавать автографы. Однажды я написал их целую сотню за один день. Вы можете себе это представить?!

«В Москве мне сделали операцию»
- У вас большая семья?
- Да, у меня четверо детей. Двое из них уже очень-очень взрослые. Один из сыновей преподает йогу, ему 45 лет. Второй, немного старше, занимается музыкой. А поскольку я в свое время женился на женщине младше меня на 28 лет, то у меня есть еще две дочери. Им соответственно - 30 и 25 лет. Одна работает вместе с матерью, у которой свой центр мимодрамы на юге Франции. А вторая - в музее... У меня глубокие отношения с семьей. Но, конечно, дети не живут со мной. Я разведен и живу один с... О, почти с восьмидесятых годов!
Необходимо также добавить, что жизнь, она... То есть... Когда я говорю, что склонен к одиночеству, это не совсем правда, поскольку я люблю играть в шахматы.
- И с кем вы играете?
- С дочерьми, когда они приезжают в гости. Кстати, когда я был в России, где почти все играют в шахматы, компанию мне составляли актеры.
- А что за досадный случай произошел с вами в Москве в 1985 году?
- Дело в том, что меня прихватила язва. Без сомнения, ее причиной был стресс. Меня прооперировали в Москве и через три дня - еще раз в Париже. Все закончилось хорошо. Доказательство тому - я живой, хорошо себя чувствую и продолжаю играть. (Улыбается.)
А когда я впервые выступал в Советском Союзе, в Москве в 1961 году, один радиожурналист, который брал у меня интервью, попросил: «Марсель Марсо, я хочу, чтобы вы сказали в начале нашей беседы: «Здравствуйте, люди!» (Произносит по-русски.) Так я и сделал... А потом, когда все это произошло, и меня отвезли с кровоточащей язвой в больницу. «Операция!». (Опять говорит по-русски.)
Представьте себе: я лежу в операционной - почти полностью голый, собрались все врачи... И тут я вспоминаю ту фразу, которую когда-то выучил для радио. Я посмотрел на присутствовавших, а потом произнес: «Здравствуйте, люди!» Конечно, все рассмеялись, и это прибавило мне смелости. Я понял, что все будет хорошо.

«С Майклом Джексоном мы встречались не один раз»
- Рассказывают, что однажды, совсем случайно, вы встретились в аэропорту Орли со своим кумиром - Чарли Чаплином...
- Да, я встретил его в 1967-м. Тогда я одновременно играл в Париже и снимался в фильме Роже Вадима «Барбарелла» в Риме. Чарли Чаплин летел в Швейцарию, а я в Рим. Он меня хорошо знал, поскольку видел на экране, но нам никогда не приходилось встречаться. Эта встреча была особенной... Я рассказал, что, когда был маленький, копировал его. И решил тут же показать это Чаплину, пройдясь его знаменитой походкой. А он, увидев, как я это делаю, тоже спародировал самого себя. Мы оба играли Чарли...
Фотографов, которые были со мной, я попросил не снимать, я не хотел, чтобы Чарли подумал, что я делаю себе рекламу. Сегодня я жалею об этом. Это могли быть уникальные фотографии - Марсель Марсо и Чарли Чаплин, которые играют Чарли. Понимаете?!
В момент, когда надо было уже прощаться, я взял его за руку, чтобы поцеловать, он хотел ее забрать.

(Демонстрирует, как это происходило.) Я поцеловал руку Чарли Чаплину, и, когда посмотрел на него, в его глазах были слезы. Он, наверное, ощутил, что уже не является тем молодым Чарли. Ему было 78 лет, мне - около 40. Было что-то печальное в этом всем.
- А как вы познакомились с Майклом Джексоном?
- Тогда ему было 16 или 18 лет. Уже потом, когда мы встретились, он рассказал, что бывал на каждом концерте.

(Под влиянием Марселя Марсо, у которого была сценка «Идущий против ветра», впоследствии родилась

знаменитая «лунная походка» Майкла Джексона. - Авт.) А затем в девяностом или девяносто втором году он приехал в Европу, в Лондон, и сказал: «Я хочу встретиться с двумя людьми: с Марлен Дитрих и Марселем Марсо!» На вопрос, почему с Марсо, он ответил: «Мне очень нравится то, что он делает с тишиной». Мы встретились в Лондоне, чтобы пообщаться. А потом были еще несколько встреч и даже подготовка совместного шоу. Правда, за два дня до спектакля его подкосила усталость. В то время он был в постоянном стрессе, у него возникла масса проблем. Все думали, что это очень серьезно. К счастью, оказалось, что не очень. Но все же шоу не состоялось.
- В альбоме я видел ваше фото с Рудольфом Нуреевым. Вы также были знакомы?
- Да. Я выступал в Чикаго, и он пришел ко мне на спектакль. Нуреева я часто встречал во время моих турне в Австралии, где он тоже много гастролировал. Благодаря фильму «Шинель» по Гоголю, который показывали в СССР, Нуреев, как оказалось, знал меня с молодости...
- А во время гастролей в Москве вы с кем-то познакомились?
- Да, в России я хорошо знал крупных кинорежиссеров, таких, как Бонда... Бонда...
- Бондарчук.
- Бондарчук, именно так. Из актеров - Баталов. Также... Выдающаяся балерина... Плисецкая! А еще - Попов из московского цирка... Все были у меня на шоу! Впрочем, и в других странах (особенно в Америке) ко мне приходили и приходят многие артисты, чтобы посмотреть, как я работаю.
Знаете, хочу напомнить такую фразу: «Нет пророка в своем отечестве». И, к сожалению, во Франции это именно так. Но, несмотря ни на что, прошло время, и сегодня французы говорят: «Марсель Марсо, вы - самый известный в мире французский артист». Именно поэтому я стал членом Академии искусств, получил орден Почетного легиона...

«Моя мать родом с Украины»
- Вы живете под Парижем. Место выбирали сами?
- Да. Это старинный дом, он стал теперь как бы музеем. Там все награды за годы карьеры, мои картины, прекрасный сад. Я сам посадил 1500 деревьев! Правда, во время бури в прошлом году 200 деревьев повалил ветер.
- Кстати, от вашего ближайшего окружения я узнал, что ваши родовые корни - в Украине. Хочется услышать из первых уст - это правда?
- Да, моя мать родилась недалеко от Коломыи. Если точнее, в Яблуневе. (Ивано-Франковская область. - Авт.) Мама еврейского происхождения, ее фамилия и имя - Ханся Верберг. По-французски говорили - Шансья... Когда ей исполнилось восемь лет, семья уехала оттуда, и обосновались в Эльзасе, который тогда принадлежал Германии. Именно там мама повстречалась с моим отцом.
А вот я уже родился в Страсбурге, когда тот опять стал французским. Вот такая судьба!

Французский мим Марсель Марсо использовал Лунную походку в своей карьере (с 1940-х гг. по 1980-е), как часть постановки, выступая мимом.

В известном танце Марсо «Walking Against the Wind» (Ходьба против ветра), он притворился, что его отталкивает назад шквал ветра.

Могила Марсель Марсо.
Кладбище Пер-Лашез, Париж.
http://www.findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=gr&Gb=n&GRid=2171412

Наверх
занятия в формате art-wellness в клубе ИШТАР - иностранные языки, психология, танцы и спорт, искусство наслаждаться жизнью